МОДНЫЕ СТРАНИЧКИ
 

антикварные, букинистические и новые издания о моде, шитье и рукоделиях

E-mail:
Пароль:
 

Костюм раннего Средневековья

13.08.2009 01:34 Рейтинг: 52295.3

Наряд франкского императора Карла Великого из династии Каролингов (742–814 годы) в обычные дни мало отличался от одежды простолюдина. «Он носил народную одежду. На тело надевал полотняное белье, сверху обшитую шелковой бахромой тунику и штаны. Ноги до колен обертывал полотняной тканью. Зимой закрывал грудь и плечи пелериной из шкур выдры или соболя. Поверх всего набрасывал зеленоватый плащ и всегда опоясывался мечом, рукоять и перевязь которого, серебряные или золотые, по праздничным дням и на приемах были украшены драгоценными камнями. Иноземной одеждой, сколь бы ни была она красива, Карл пренебрегал. Лишь в Риме по просьбе папы Адриана он возложил на себя тунику и хламиду и обулся по-римски. Только в особо торжественных случаях он облачался в одежды, затканные золотом, и надевал обувь, усыпанную драгоценными камнями. Плащ застегивал золотой пряжкой и надевал золотую корону» (Эйнгард, «Жизнь Карла Великого»).

Из этого сообщения современника прежде всего следует, что уже в то время делалось различие между отечественной одеждой, которую император поощрял, и чужеземной, которую он надевал лишь в особых случаях как преемник римских императоров. Германские императоры, от Каролингов до франконских, сохраняли верность франкским обычаям и одежде; с другой стороны, как наследники Римской империи, они приняли для торжественных случаев смешанную римско-византийскую одежду поздней античности, существенно отличающуюся от отечественной. Позднеантичные элементы в одежде мужчин — это прежде всего длинная, до пят, туника или далматика с богатыми украшениями-полосами или вышивкой золотом по краю, у женщин — полудлинная или свободно падающая туника с такой же вышивкой, а под нею — длинная и широкая нижняя рубаха. Традиционно германской мужской одеждой были широкая, большей частью подпоясанная куртка в форме блузы с длинными рукавами, и длинные штаны, завязывающиеся на икрах; далее до ступней шли обмотки.

Во время Второй династии волосы все стригли коротко, по римскому обычаю: длина волос перестала иметь сословное значение. Королевскими регалиями служили золотой скипетр и держава, плащ и корона, с которой свешивались по обеим сторонам жемчужные нити. Полудаментум, большой плащ, голубого или белого цвета, длинный сзади и короткий с боков, был символом королевского достоинства. Зимой франки надевали поверх туники довольно длинный меховой жилет.

Наряду с этой одеждой появляются узкие длинные штаны из двух половинок, длинные широкие туники, надеваемые одна на другую. Такой костюм мы видим на миниатюре Х в., изображающей императора Оттона II. На нем светлая туника с широким золотым кантом внизу, по низу рукавов, плечу и боковому разрезу, из-под которого видна белая нижняя туника. Сверху наброшен пурпурный плащ, застегнутый на плече дорогим украшением. Формы костюма, манера ношения, отделка напоминают византийские.

По примеру своего императора франки избегали чужеземного платья вплоть до X века. Сохраняя верность древнему германскому костюму, они носили длинные рубашки с узкими рукавами и разрезом на груди в комплекте с полотняными штанами, которые теперь перевязывались на икрах. Накидка длиной до колен закреплялась спереди и свободно перемещалась на плечо. Как и в старину, мужчины любили богато украшенные пояса, причудливые застежки, хотя ноги все еще укутывали в обмотки. Позже простолюдины стали носить крепко затянутые ремнями крестьянские башмаки без каблуков. Судя по упоминаниям в хрониках, эта простая обувь оставалась актуальной до середины XVI века.

Рубаха в качестве нижнего белья в те времена была редкостью. Некоторые мужчины надевали нижние штаны длиной до бедра или до колен, завязывая их на талии обычной веревкой. Такие подштанники удерживали две длинные верхние штанины, не сшитые одна с другой. Короткая подпоясанная туника с длинными рукавами и широкой каймой вместо воротника оставалась в повседневном гардеробе европейского крестьянина в течение нескольких веков. В России похожую рубаху носили почти до XX столетия.

Франкская одежда сохраняется в Германии также и в начале XI в. Основная одежда мужчин — блуза до колен, подпоясанная в талии, широкая внизу, с очень длинными узкими рукавами и небольшим разрезом на груди, обшитым по краю; поверх нее — накидка, также до колен, с застежкой на груди; эту застежку можно было перемещать на плечо. Примерно с 1050 г. знатные люди начинают наряду с короткой блузой носить одеяние, доходящее до середины икр, со втяжкой на бедрах и складками на полах. Здесь заметно влияние более богатой и украшенной византийской одежды, которое особенно усиливается в эпоху крестовых походов (первый - в 1096 — 1099 гг.). Под блузой носили собственно рубаху такой же длины. Рубаха в качестве нижнего белья, по-видимому, была в это время еще редкостью, но все мужчины носили нижние штаны — до бедра или немного длиннее, до колен, завязанные на талии и удерживающие длинные штанины, не сшитые одна с другой. Связующим звеном как раз и служили нижние штаны.

Женская одежда также делилась на верхнюю и нижнюю; нижняя была немного длиннее и с узкими длинными рукавами, тогда как более короткие рукава верхней одежды всегда были широки; позже они делались и длинными и даже могли, как и шлейф, доходить до пола. Строго различались головные уборы: замужние женщины закрывали волосы платком или покрывалом; девушки ходили с непокрытой головой, со свободно падающими или заплетенными в косы волосами. Впоследствии женщины стали носить платок вплотную к подбородку и обматывать его вокруг головы таким образом, чтобы один конец падал на плечо или на грудь. В такой форме он сохранялся в течение всего XII и XIII в.в. и играл роль одного из важнейших женских головных уборов. Эта сама по себе очень скромная одежда у знати изготавливалась из дорогих ярко окрашенных тканей, с декоративной отделкой по краям. Широко применялись отечественные материалы — полотно, кастор (из Фрисландии), шерстяные ткани и тонкое сукно, а также восточные шелка и дорогие меха с севера. Женщины носили многочисленные украшения: обручи, кольца, пряжки поясов, ожерелья с драгоценными камнями.

Германские женщины отказались от варварского одеяния еще в эпоху Великого переселения народов. Платья с застежкой на плече сменили многослойные наряды, красочно описанные историком Якобом фон Фальке: «Вид женщин раннего Средневековья весьма живописный и яркий. Их одежда носила полукочевой, неэлегантный, незаконченный характер. Из разных языческих, классических, античных и византийских элементов, которые до сего времени не сочетались между собой, теперь начинает создаваться новая культура. Одежда совсем не прилегает к телу и не имеет складок».

Женский костюм в это время состоял из двух туник или платьев: нижней - узкой и длинной с узкими, застегнутыми у кисти рукавами, и верхней - широкой и сравнительно короткой; последняя была с длинными рукавами, срезанными на локте. Та и другая были украшены обычной отделкой, что можно увидеть на равеннских мозаиках. Кушак подвязывался под грудью; концы его падали спереди; обыкновенно он был очень тяжел вследствие большого количества украшений из драгоценных каменьев. Вышитая вуаль покрывала голову.

Этот костюм, несмотря на все свои украшения, имел очень строгий вид. Вуаль была до такой степени широка, что служила плащом, закрывала всю фигуру и скрывала все формы. Только лицо было открытым, и в этом уже чувствуется влияние христианства.

В период раннего средневековья наиболее распространенными материалами были лен, домотканый холст, сукно, мех, кожа, восточный и византийский шелка.

Вертикальная и горизонтальная отделочная кайма разбивала дамское платье на множество частей. Подобно тому, как здания разделялись зарубками, арочными фризами, аркадами, полосы контрастного цвета изолировали детали женского платья. Кайма проходила по окату рукава, по вороту и подолу, изредка подчеркивая линию талии. В свою очередь, лиф с юбкой делились на более мелкие детали. Практическое значение каймы, а именно - укрепление шва, стало одной из немногих новаций романского стиля.

До становления цехового производства вся одежда создавалась кустарным способом. В крупных европейских городах портнихи и вышивальщицы работали самостоятельно, либо поступали в ремесленные мастерские, где не только шили, но и ткали полотно. Похожие производства устраивались в феодальных крепостях: помимо нарядов для феодала и его семейства, работники изготавливали продукцию и на продажу. Торговля шла на городских рынках, причем одежда сбывалась оптом: например, штаны или рубахи продавались в пачках по 10–40 штук.

Жители Восточно-Франкского королевства (ранняя Германия) широко использовали местные шерстяные ткани, тонкое сукно, льняное полотно. Восточный шелк и северные меха могли позволить себе самые богатые и знатные персоны. Особой популярностью пользовался кастор из Фрисландии. Греческим словом kastor («бобр») называлась плотная шерстяная ткань с коротким сглаженным ворсом. В настоящее время облегченные касторы называются касторинами и все еще применяются для пошива зимних пальто или форменной одежды. Из античных времен во франкский гардероб перешел плащ, не только защищавший от холода, но и уже давно ставший универсальной одеждой всех сословий. Высокое положение его обладателя подтверждала ткань, отделка и материал застежек.

 

Франкский костюм при Каролингах и Капетингах

1-3. Знатные франки времен Меровингов и Каролингов. Подпоясанная блуза с длинными рукавами, обшитая по краям шелком или украшенная вышитым узором. Плащ-накидка с застежкой (аграфом) на правом плече. Длинные штаны с подвязками и древнегерманские обмотки, оставляющие открытыми пальцы, или мягкие кожаные сапоги.

4. Франкский воин времен Каролингов с круглым щитом. Железный шлем с гребнем. Короткие штаны, обмотки и сандалии. Ок. 850 г.

5. Воин в броне. Ок. 900 — 950 гг.

6. Франкская женщина в длинной рубахе с рукавами и цветной отделкой по краю. Плащ-накидка с застежкой (аграфом) на груди. Мягкие остроносые кожаные башмаки наподобие римских.

 

 

 

Франкский костюм при Каролингах

1. Франкская знатная дама в двух одеждах — видна нижняя с длинными узкими рукавами. Длинный плащ с вышивкой, наброшенный на голову.

2.Карл Лысый (младший сын императора Людовика Благочестивого), первый король Западно-франкского королевства (840 — 877).

3. Княгиня.

4. Король из династии Каролингов. Рельефное изображение на крышке книжного переплета.

5. Император Генрих II (1002 — 1024). Миниатюра.

6. Франк в сапогах. X в.

7. Франкская женщина в полотняном платке.

 

 

 

Костюм знати, императора, воинов

 

1. Знать в X ст. Император Оттон с семьей. Пластинка из слоновой кости. Милан.

2. Знатная женщина раннего Средневековья в накидке типа покрывала. С мозаики в Сан Марко.

3. Император Гонорий. V в. Пластинка из слоновой кости. Аоста.

4. Женщина. Мозаика в церкви Санта Мария Маджоре. Рим.

5. Воин. Резьба по слоновой кости.

Оценить материал:
очень плохо плохо так себе хорошо отлично
Комментарии посетителей:
Страница: - 1 -
oRLXGnvv2iUp (yl6a7yqu8@mail.com)
05.08.2016 14:10
I much prefer inrotmafive articles like this to that high brow literature.

серый
10.10.2015 08:52
круто

Добавить комментарий:
Ваше имя:
Ваша эл. почта:
Сообщение:
получать новые комментарии на e-mail
не публиковать e-mail в комментариях
Секретный код:   Введите цифры на картинке  
Технология «Сайт-Менеджер»

© 2024, МОДНЫЕ СТРАНИЧКИ

Rambler's Top100