МОДНЫЕ СТРАНИЧКИ
 

антикварные, букинистические и новые издания о моде, шитье и рукоделиях

E-mail:
Пароль:
 

Мода у древних германцев

11.08.2009 21:26 Рейтинг: 3.7

В эпоху поздней бронзы (2000-800 годы до н. э.) большую часть Европейского Севера занимали кочевые племена германцев, расселившиеся на землях, малопригодных для жизни. Древние обитатели Южной Скандинавии, Ютландии, прибрежных районов Балтийского моря сформировали идеальную цивилизацию, созревавшую в суровых природных условиях. Не очень прилежно занимаясь земледелием, германцы придавали большое значение скотоводству, составлявшему их главное богатство.

Овцы давали основную часть продуктов питания и материал для изготовления одежды, в создании которой предки современных немцев проявляли немалое мастерство. Нижние рубашки и короткие нижние штаны шились из грубого льняного полотна, бурая овечья шерсть была основой для верхней одежды, а меховые шкурки употреблялись на шапки. Многочисленные находки, относящиеся к эпохе бронзы, свидетельствуют о высоко развитой уже в то время у древних германцев культуре одежды. Эта одежда была в высшей степени целесообразной и в своем роде совершенной.

Практичный костюм жителя Ютландии (полуострова в Дании) состоял из четырехугольного куска шерстяной ткани, которым окутывали тело от подмышек до колен. Одеяние держалось на двух кожаных плечевых ремнях или крепилось с помощью массивной бронзовой застежки. Позже северные германцы научились кроить рубашки с рукавами и воротником-капюшоном, покрывая им голову вместо шапки. Меховые и бронзовые головные уборы того времени отличались несложной формой. Шлемам придавали вид конуса, а высокие шапки из стриженой овчины напоминали цилиндр без полей. Обычай обвязываться широким поясом с кистями перешел к шотландцам и сохранился до наших дней в качестве элемента их традиционного наряда.

Верхней одеждой мужчинам и женщинам служил плащ – несшитый шерстяной плат овальной или прямоугольной формы ворсом внутрь, скрепленный на груди булавкой в виде скобы. Под ним находилась шерстяная блуза-юбка, сделанная из четырехугольного куска ткани, которая окутывала корпус от подмышек до колен и держалась на двух пришитых к ее верхнему краю кожаных плечевых ремнях с помощью бронзовой застежки. Летом крестьяне ходили босиком. Их зажиточные соплеменники и воины могли позволить себе сандалии с ременной шнуровкой, дополняя их шерстяными обмотками в холодное время года.

На бедрах юбка обвязывалась один или два раза поясом из шерстяной ткани с кистями на свисающих спереди концах (ср. сохранившийся до наших дней древний наряд горных шотландцев: полудлинная юбка kilt, большая клетчатая накидка plaid и тканый пояс). На икрах и лодыжках носили шерстяные обмотки; обувью служили сандалии с ременной шнуровкой. Голову покрывала высокая меховая шапка в виде полусферы, с плоским верхом, снаружи коротко подстриженная наподобие каракуля. Длинные волосы свободно падали вниз. Бороду чаще всего сбривали, о чем свидетельствуют обнаруженные в раскопках бритвы и щипцы для бороды. В качестве нижней здежды, по-видимому, повсеместно служили короткие штаны.
Особенно высокого уровня достигла у германцев обработка материала, давшего название целой эпохе, — бронзы: из нее изготовляли застежки поясов, заколки для одежды, пуговицы, различную посуду, оружие и музыкальные инструменты.

Занятые тяжелым трудом германские женщины не отличались страстью к нарядам, предпочитая простые полотняные платья, обувь и украшения, подобные мужским. Исключение составлял жакет с полудлинными рукавами, изготовленный из цельного куска шерстяной ткани. Примитивный крой такой одежды предусматривал лишь надрезы в рукавах, широкое отверстие для головы и разрез на груди, всегда скреплявшийся красивой булавкой. Талия подчеркивалась узким поясом с кистями. Нижний край жакета был скрыт под доходящей до лодыжек толстой шерстяной юбкой, которая поднималась над бедрами плотными свотчатыми складками. Эти складки собирались вместе под узким поясом, украшенным свисающими кистями. Волосы удерживались сеткой, искусно сплетенной из овечьей шерсти. Эта сетка долго оставалась единственным и весьма практичным украшением замужней дамы. Юные девушк, думая о замужестве, стремилась заинтересовать мужчину своим поведением и нарядом и носили кокетливые одеяния: юбки на шнуровке, рубашки навыпуск с неким подобием декольте, легкие платья без рукавов. Примитивное убранство из грубого полотна дополнялось узорной брошью на поясе, шалью или богато расшитой повязкой, которую небрежно перекидывали через плечо.

Древние германцы сбривали бороду, стригли волосы, о чем свидетельствуют бритвы и щипцы, обнаруженные в «болотных погребениях» Ганновера и Шлезвиг-Гольштейна. Эти находки датированы III–IV веками, то есть относятся ко времени, когда дикие кочевники уже вошли в европейскую историю.

С точки зрения тогдашней моды, влияние «варваров» на костюм той эпохи подвергалось высмеиванию и осуждению. По свидетельству Цезаря, германцы носят только шкуры и короткие меховые кафтаны. А П. Корнелий Тацит в 98 году н. э. говорит о костюме германцев с большим презрением: «Обычной народной одеждой является плащ, скрепленный застежкой или просто булавкой, в котором германцы проводят целые дни у костров. Только самые богатые, которые хотят отличиться от остальных, носят также и нижнюю одежду, которая однако не так свободна и широка, как у сарматов или парфян, а плотно прилегает к телу, так что под ней ясно вырисовывается фигура. Они носят и звериные шкуры, племена на Рейне и Дунае - без выбора, а племена, живущие внутри континента, весьма тщательно отбирают кожу... Женщины закутываются в льняные покрывала с пурпурово красной отделкой, верхняя часть которых, однако, рукавов не образует. Поэтому плечо, предплечье и верхняя часть груди открыты... Во всех домах дети растут заброшенными, их тела едва прикрыты».  Обыкновенно эти рубашки надевались на голое тело, были спущены с одного плеча и обнажали одну грудь и половину торса почти до талии.

Высмеивая варварские нравы, римский историк не потрудился связать странные наряды германцев с суровыми реалиями кочевой жизни. Холодный климат вкупе с постоянным пребыванием в седле требовал удобной и теплой одежды, коими являлись штаны, яростно отвергнутые римлянами. По мнению Цицерона, «обрючиться» мог только варварский народ, которому не хватало умения и фантазии для изготовления цивилизованной тоги. Тем не менее, через несколько веков «варварские брюки» стали привычной одеждой жителя Европы.

Появление германцев обратило развитие мировой моды в практичное русло. Именно с них началось деление костюма на мужской и женский. Силуэт и многие элементы варварской одежды явились основой средневекового платья, а от племени готов получил название готический стиль, ознаменовавший расцвет искусства в Западной, Центральной и отчасти в Восточной Европе.

Усложненная форма одежды германца римского периода свидетельствовала о возросшем мастерстве древних портных. Вместо бесформенного платья мужчины носили прилегающие блузы-куртки длиной до бедер, украшенные меховой оторочкой. Сшитая из полотна, такая блуза не имела застежки и надевалась через голову, как римская тога. Обязательной принадлежностью мужского наряда был пояс с кистями, металлическими пряжками, крючками, бляхами. Обувь выкраивалась из цельного куска шкуры, которая сшивалась шерстью внутрь. В отверстия по краю башмака протягивался шнурок, что позволяло регулировать его размер. Длинные узкие штаны носили только восточные германцы – квады, маркоманы, готы. Представители племен даков и сарматов, расселявшиеся к северо-востоку от Дуная, ходили в широких полотняных брюках, завязывая их у щиколоток. Батавы и фризы, обитавшие на побережье Северного моря, предпочитали штаны до колен.

Свидетельство Тацита дополняется изображениями германцев на римских памятниках. Судя по этим изображениям, германцы носят, помимо плаща, еще подпоясанную куртку, панталоны и башмаки. Это их полный костюм. В таком виде изображены и маркоманы на колонне Марка Аврелия в Риме.

Разумеется, не следует думать, что все германцы одевались одинаково; этому препятствовали сильно выраженные племенные различия. Поэтому, например, панталоны встречаются далеко не у всех. Многие носят на бедрах простую повязку, переплетенную крест-накрест узкими ремнями. Тем не менее, панталоны употреблялись в те времена гораздо чаще, чем привыкли думать.

Между прочим, несколько лет тому назад в болоте подле Фридберга (Восточная Фрисландия) был найден скелет германца, относящийся к эпохе, предшествовавшей римскому владычеству; костюм этого германца состоит из кожаных башмаков, куртки и панталон, сделанных из грубой свалянной материи и прикрепленных к поясу кожаным ремнем.

Между рассмотренным выше ранним периодом и временем, когда германцы вошли в историческую жизнь народов, исследователь истории костюма обнаруживает зияющий пробел: остатки одежды «болотных погребений», обнаруженных в Ганновере и Шлезвиг-Гольштейне, относятся уже к III и IV вв. н.э. Мы можем лишь очень скудно восполнить этот пробел, опираясь на литературные источники в совокупности с памятниками эпохи начала империи. Усложненный по сравнению с эпохой бронзы покрой одежды, в первую очередь длинные мужские штаны, плотно прилегающая блуза и меховая оторочка, — свидетельство большого шага вперед в искусстве шитья. Усовершенствовалась также техника окрашивания: предпочтение отдается одежде с цветными кромками и отделкой краев. Повсеместное распространение получило прядение льна для изготовления полотна: Тацит сообщает, что одежда германских женщин была в основном полотняной.

Ломбардская драгоценность. VI-VIII век. Кастель Трасино. Драгоценность, богато украшенная эмалью и техникой клуазонне, служила для скрепления присборенной одежды


Со времен Римской империи до раннего средневековья вырабатывается собственный стиль в изготовлении украшений — застежек, крючков для поясов и т.п.;  Но, к сожалению, у нас нет никаких сведений или представлений об изготовлении одежды у таких больших германских племен, как вандалы, бургунды, готы и др. Чтобы лучше представить некоторые детали, сопоставим описание Тацита (ок. 98 г. н.э.) с изображениями на римских памятниках. «Одеждой для всех служит короткий плащ, застегнутый пряжкой (фибулой) или, за ее отсутствием, колючкой, — пишет Тацит — Ничем другим не прикрытые, они проводят целые дни перед огнем у очага. Самые зажиточные отличаются одеждой, но не развевающейся, как у сарматов или парфян, а в обтяжку и обрисовывающей каждый член. Носят и звериные шкуры, ближайшие к берегу (Рейна) — какие попало, более отдаленные — с выбором... Они выбирают зверей и, содравши с них шкуру, разбрасывают по ней пятна из меха чудовищ, которых производит отдаленный Океан. Одежда женщин такая же, как и у мужчин, с той только разницей, что они часто носят покрывала из холста, расцвеченные пурпуровой краской; верх одежды не удлиняется рукавами, так что остаются обнаженными руки и ближайшая к ним часть груди». Сравнение этого описания Тацита с изображениями германцев на римских памятниках показывает его неполноту: мужчины носили не только плащ, но и подпоясанную блузу и башмаки.

Мужская блуза, или куртка была полотняная, длиной до бедер, закрытая, так что ее нужно было надевать через голову, как римскую тунику, но более узкая, прилегающая к телу. Ее принадлежностью, как показывают находки в захоронениях и римские изображения, был пояс с богато украшенными концами. Что касается длинных штанов, то можно предположить, что восточногерманские племена — квады, маркоманы и др. — заимствовали эту часть одежды у своих соседей — даков и сарматов, тогда как известные нам западные германцы — свебы (свевы), алеманы, хатты, франки — штанов не носили и только позже заимствовали их у галлов и римлян. Батавы, фризы и другие племена, жившие у Северного моря, носили штаны до колен, которые потом заимствовали соседние кельтские и галльские племена. Обувь и набедренные повязки остались в основном такими же, какими были в эпоху бронзы.


Одежда германских женщин в эпоху Римской империи была большей частью полотняной. Основным элементом одежды была рубаха-платье наподобие туники, доходившая до ступней (которые, по-видимому, чаще всего были защищены сандалиями). Тацит верно отметил, что это платье было без рукавов, с вырезами на плечах.

В отличие от мужского плаща, скреплявшегося на правом плече, женский набрасывался со спины на оба плеча и застегивался аграфом под подбородком. Это подтверждают, например, изображения на колонне Антонина Пия. В этой простой одежде со складками германская женщина мало отличалась от римской матроны старого времени, тогда как мужская одежда была более короткой и узкой, чем римская туника. Только со временем, когда она стала длиннее и шире, появилась туника с рукавами, в известной мере подобная позднеримской.

Особое восхищение римлян вызывали белокурые и светло-русые волосы германских женщин — как уже отмечалось выше, римлянки старались им подражать. Впрочем, искусство красить волосы (в частности, обесцвечивать их) не было чуждо и германкам. И различные принадлежности туалета, найденные в захоронениях, — щипцы, шпильки, ножницы — доказывают, что забота о внешности и искусство ухода за нею у германок находились на гораздо более высоком уровне, чем это позволяют предположить свидетельства римлян.

Мужские прически также наводят на мысль о достаточно тщательном уходе за волосами. Тацит в своей «Германии» сообщает о свевах: «Отличительный знак этого народа — волосы, расчесанные поперек и собранные в узел (nodus) на виске. Если у других племен такая прическа встречается редко и только у юношей, то у свевов и старики разглаживают взлохмаченные волосы и тут же на темени завязывают их узлом. У правителей это украшение богаче». Наблюдение римлянина подтверждается многочисленными изображениями германцев, в частности на римских надгробных памятниках. Однако эта бросающаяся в глаза прическа уже в конце II в.н.э. встречается реже, и на колонне Марка Аврелия в Риме она представлена в смягченной форме. 
В общем и целом подлинная одежда германцев очень мало походила на фантастические изображения, принадлежащие немецким скульпторам, живописцам и декораторам, которые нередко с самыми лучшими намерениями, но без знания сохранившихся прототипов пробовали свои силы в работе над этой тематикой (например, памятник Арминию в Тевтобургском лесу или сценические образы в «Кольце нибелунга» Вагнера).

Кочевой образ жизни, который принесли с собой вандалы, готы, саксы, викинги и др., вторгшиеся на своих быстрых конях в Европу и разметавшие в разные стороны её население, более суровый климат и практическая потребность в одежде наездника - вот те важнейшие элементы, которые повлияли на формирование одежды того времени. Эти элементы являются более важными, нежели этническая принадлежность - отмечали римские писатели того времени. Мужчины носили штаны, которые так презирали римляне, в дополнение к ним надевалась туника, продолжающая античный покрой. «Обрюченный народ» - по словам М. Т. Цицерона - был народ варварский. Однако этот «варварский» модный элемент, с точки зрения развития моды, знаменовал собой появление весьма плодотворной новинки. Ведь именно с этого момента европейская одежда стала делиться на мужскую и женскую а штаны, эту «варварскую» одежду, в конце концов переняли и римляне.

В V и VI веках писатели Сидоний Аполлинарий и Агафий говорят уже конкретно о коротких либо длинных штанах разных цветов. Одежда варваров им казалась весьма целесообразной, и все ее элементы вошли затем в одежду последующих столетий и стали основой как для среднеевропейского костюма, так и для восточного.

Происходит и обратное влияние, т.е. римская одежда позднейших веков была заимствована и германцами. Здесь она привилась не сразу, потому что сначала многие племена отнеслись к ней с предубеждением. Прежде всего она вошла в употребление среди тех германцев, которые селились в завоеванных римских провинциях и сталкивались с римским населением.

 Далее, в эпоху Меровингов, т. е. около 750 года после Р. X., в германской одежде преобладает национальный элемент. Сидоний Аполлинарий описывает нам франков при Хлодионе, в эпоху Меровингов, как каких-то чудовищ. "С их красного черепа, - говорит он, - спускаются связанные в пучок волосы, причем остается открытым выщипанный затылок. Зрачок их серо-зеленоватых глаз прозрачен и водяного цвета. Их подбородок выбрит, вместо бороды они носят пучки волос, расчесанные гребенкой (бакенбарды). Узкое платье облегает их тело; короткая туника не закрывает икр, широкий пояс стягивает тощий живот. Бросание топоров о двух остриях, верчение шлемом, нападение на врага - все это для них простая забава. У туники франков были зачатки рукавов: на тунику надевалась зеленая с красными полосами сага. Плащ, называемый ренона, состоял из сшитых кусков кожи, иногда украшенных цветными полосами. Бедра и голени ничем не были покрыты, ноги были обуты в кожаные башмаки. Металлические предметы и драгоценности, которые мы встречаем на барельефах франков, почти тождественны с драгоценностями и предметами древних галлов. На поясе они носили чуть ли не весь свой скарб: на ремешках висели дорожные и туалетные принадлежности, кошелек, нож, огниво, гребенка и т. п.; женщины носили такой же пояс, а кроме того, ожерелья из бус и браслеты. Как мужчины, так и женщинцы носили браслеты на правой руке. Фракийские женщины одевались так же, как и их мужья; их одежды были одинаковы с одеждами германских женщин. Их туники не закрывали рук и верхней части груди. Их головной убор состоял из шапочки, называемой обба."

Что касается оружия, то оно состояло из кинжала, носимого сбоку, меча, дротика, представлявшего длинный и толстый железный прут с крючками, и зубчатого полудротика. Предводители носили каску, кольчугу и кожаные наколенники, в подражание римлянам. Одежда знатных придворных и сановников оставалась во время первой династии Меровингов той же римской, какой была и прежде. Такую же одежду носили и короли.

Григорий Турский пишет, что Хлодевег в тот день, когда император Анастасий передал ему консульские регалии, надел диадему на голову и облачился в пурпурную тунику и официальную хламиду. Короли первой династии были только номинальными представителями императора, и мы не сделаем большой ошибки, если предположим, что их костюм был очень похож на костюм консулов и сенаторов, составлявших свиту римских и византийских императоров, или на костюм представителей Рима в провинциях.

Юстиниан и Феодора на равеннских мозаиках по костюму очень похожи на Хлодевега и Клотильду. Одежда сановников состояла из хламиды, закрепленной на правом плече, и из короткой туники с отделкой на рукавах, опоясанной двумя шарфами.

Волосы носили, по германскому обычаю, длинные. Эти длинные волосы, распущенные по плечам, были привилегией свободных людей. Считалось унизительным отсутствие волос. (Тонзура была наказанием; о ней упоминает Тацит как об особенности германских законов: короткие волосы служили признаком рабства. Отсюда ясно, почему монахи и духовные лица, надевая сутану и принося обет послушания и смирения, стали стричь волосы и выбривать тонзуру).

Новая меровингская аристократия строго держалась своей прерогативы - носить распущенные волосы и длинную бороду; она отличалась этим от лиц старого режима (к которым присоединяется и духовенство), продолжавших следовать римским обычаям. Во время второй династии духовные одежды еще не вполне определились, однако духовным лицам было уже запрещено показываться публично в светском костюме и в вооружении.

Белый цвет предписывается уставом для одежд духовных лиц и новообращенных; для того чтобы отметить свое высокое положение, духовные лица одеваются с большой роскошью. Например, епископ Бертрам совершает прогулки в римском одеянии на четырехконной колеснице. Св. Элигий, по свидетельству летописца, носил великолепную одежду. Его исподнее платье было из тонкого полотна, украшенного вышивками и золотом. Верхние одежды были сделаны из очень дорогих тканей, и большая часть их была из шелка, а весь костюм имел вид вышитого и златотканого. Рукава с богатой отделкой заканчивались браслетами из золота или драгоценных каменьев. Такой же роскошью отличался и пояс, и прикрепленный к нему кошелек.

В памятниках того времени часто упоминается о шелковых одеяниях, о золотых одеждах, украшенных жемчугом, о золотой бахроме. Все эти предметы выделывались частью на Востоке, частью в галло-римских мастерских. На Сен-Денисской ярмарке, основанной в 629 году Дагобером, происходил обмен восточных товаров на плащи из шерсти с длинными волосами, капюшоны, туники без рукавов и простые, но прочные одеяния.

Женщины высшего класса носили одежды, почти сплошь покрытые драгоценными украшениями (равеннские мозаики).

Их нижние и верхние туники были украшены богатой отделкой; их паллиум и широкая твердая полоса, лежащая на плечах и спускающаяся спереди, их воротники, нарукавники с браслетами на конце, вуали, тюрбаны, головные уборы - все это было украшено золотом, серебром и драгоценными каменьями.

В эту эпоху входят в моду короткие панталоны и гетры, выкроенные из материи, позднее превратившиеся в тканые и вязаные чулки. Самой употребительной обувью были башмаки без завязок, военная и монашеская калига с переплетом из тесьмы и кампагус - туфли с ушками, надеваемые в торжественных случаях, служившие королям и епископам; сюда же следует отнести и карпискулус (легкий башмак). В VI веке все обитатели Галлии носили перчатки.

Шарль Луандр так резюмирует историю костюма во время меровингского периода:
«Постоянная борьба между варварской и римской модой, преобладание последней в парадных костюмах, отделение светской одежды от духовной, странный и совершенно варварский вкус к мишуре - вот выдающиеся черты в истории костюма этого периода, оканчивающегося в 751 г.»

 

Германцы в Ютландии 2000 - 800 гг. до н.э.

1. Женская одежда. Ютландия.

2. Одежда девушки. Зашнурованная юбка, полотняная нижняя блуза. Эгтвед.

3. Мужская одежда. Плащ (накидка) овальной формы. Куртка, концы которой завязывают на спине. Тринохи.

4,5. Женская и мужская одежда (после реконструкции). О полотняной нижней одежде ничего нельзя сказать определенного, так как все полотно в погребениях истлело. Верхняя одежда изготовлена большей частью из бурой овечьей шерсти. Копенгаген.

 

Северные германцы 2000 - 800 гг. до н.э.

1.Фризский юноша. Блуза без рукавов, короткие штаны, "крестьянские" башмаки. Маркс Этцель.

2. Маркоман в подпоясанной блузе с рукавами, плаще (запахнутом направо) и длинных узких штанах (под плащом он несет на левом плече мешок).

3. Германская девушка в длинной подпоясанной рубахе - платье без рукавов. На плечах широкая богато украшенная повязка (наподобие шали). Окрестности Гамбурга.

4. Германец в блузе и штанах, аналогичных (1.) Кроме того, плащ и штаны - чулки, или длинные гамаши. Оберальтенодорф.

5. Мужчина в длинной блузе с рукавами, в обмотках, плаще (запахнутом направо) и воротнике-капюшоне. Берметсфельд.

 

Восточные германцы. Римский период

1. Кимбрский (или кимврский) воин. Гундеструп под Касселем.

2. Восточногерманский воин. По находкам в Силезии.

3. Бастарн (представитель племени, осевшего на территории современной Румынии) в оковах. Очень длинные, узские штаны, встречающиеся в Румынии и сейчас.

4. Пленный дак (римская провинция Дакия) в свите правителя.

5. Бастарн. Узкая пенула поверх подпоясанной туники. Римская прическа.

 

Германцы в эпоху римской империи

 

1. Аллегорическая фигура «Германии» в «составных» штанах воина. На одежде узор в виде ромбов. Рельеф на каменном парапете вокруг претория — главной площадки с палаткой полководца в лагере Майнцского легиона в правление императора Веспасиана (до 79 г.).

2. Свеб (свев), сраженный римским всадником, полуобнаженный, в «составных» штанах. Надгробный памятник римского всадника.

3. Германский юноша, на коленях просящий пощады. «Составные» штаны. Накидка на плечах, башмаки. Римская бронзовая фигура.

4, 5. Домашние сосуды.

6. Дак в длинных, завязанных на щиколотках штанах, подпоясанной блузе, накидке на плечах. С колонны Траяна в Риме.

7. Пращник-маркоман. Рельеф с колонны Марка Аврелия в Риме, после 173 г.н.э.

8. Гладиатор или воин с мечом, обнаженный выше пояса, в длинных штанах из мохнатой шерсти. Фигура на шкатулке слоновой кости из Галлии, ок. VI-VII вв

9. Германец в накидке типа плаща, без рукавов, из шерсти или звериной шкуры, с круглым вырезом для головы. Римский триумфальный рельеф.

10. Германка (так называемая «Туснельда») в стилизованном под античность греко-римском одеянии, с обнаженной левой грудью. Римская мраморная фигура.

11. Шерстяная куртка из «болотного погребения» из Торсбьерга (Ютландия). На рукавах узор из ромбов.

12. Шерстяные штаны (оттуда же).

13 — 15. Бронзовые шлемы и каска (15), найденные на немецких землях, неизвестного происхождения.

16. Башмак (из «болотных» находок), выкроенный из целого куска шкуры, шерстью внутрь.

17, 18. Башмаки из швабских находок (развернутые).

19. Высокая шерстяная шапка. Ютландия.

20. Фракийский топор.

21. Короткий меч, кинжал.

22. Топор с рукояткой из прочного дерева. Рейхенгалле.

23. Лезвие топора. Эпоха бронзы.

24. Жезл в виде топорика, старинный символ высокого положения. Шлезвиг.

25. Лезвие топора из окрестностей Оснабрюка.

26, 27. Восточный германец с завязанным сбоку пучком волос.

28, 29. Бастарны с памятника победы времен правления императора Траяна. Адамклисси (Румыния).

30, 31. Головы германцев. По материалам рейнских находок.

32, 33. Маркоманы. Колонна Марка Аврелия в Риме.

В статье использованы материалы

Сидоренко В.И. История стилей в искусстве и костюме

Людмила Кибалова, Ольга Гербенова, Милена Ламарова. 'Иллюстрированная энциклопедия МОДЫ. Перевод на русский язык И.М.Ильинской и А.А.Лосевой

Комиссаржевский Ф.П. История костюма

Вольфганг Брун, Макс Тильке  "ИСТОРИЯ КОСТЮМА от древности до Нового времени"

Оценить материал:
очень плохо плохо так себе хорошо отлично
Комментарии посетителей:
Страница: - 1 -
Таша
23.02.2014 08:47
Очень полезно и интересно!

Дарина
13.11.2010 11:14
Почему над картинками нед цифр?

Дарина
13.11.2010 11:12
Круто и много!

Настя
27.09.2009 09:44
раенр

Добавить комментарий:
Ваше имя:
Ваша эл. почта:
Сообщение:
получать новые комментарии на e-mail
не публиковать e-mail в комментариях
Секретный код:   Введите цифры на картинке  
Технология «Сайт-Менеджер»

© 2014, МОДНЫЕ СТРАНИЧКИ

Rambler's Top100